Preview

Известия высших учебных заведений. Геология и разведка

Расширенный поиск

О результатах анализа исследовательско-методических функций тестового текущего контроля знаний по естественно-научным дисциплинам в МГРИ

https://doi.org/10.32454/0016-7762-2019-5-95-104

Полный текст:

Аннотация

Обязательной частью системы управления качеством работы образовательных учреждений является педагогический контроль усвоения студентами материала, который следует рассматривать в качестве важнейшего компонента диагностики и мониторинга обучения. Выполненный с помощью тестовых заданий анализ исследовательско-методических функций текущего контроля знаний по основам палеонтологии, общей стратиграфии и исторической геологии проводился с весеннего семестра 2014 г. по весенний семестр 2019 г. включительно. Он подтвердил, что тестовая система текущего контроля позволяет проводить эффективную диагностику высшего образования, сделать более планомерным и результативным проведение занятий, организовать самоконтроль за ходом усвоения отдельных тем и корректировать лекционный материал для повышения эффективности обучения. Следствием методически верной организации систематического тестового контроля является становление у студентов целостного естественно-научного мировоззрения, культуры учебно-образовательного процесса — собранности, ответственности, аккуратности, способности развивать внутреннюю и внешнюю самоорганизацию и самоконтроль. Проанализированы причины низких результатов тестовых опросов. Доказано, что анализ результатов текущего контроля знаний позволяет выявить у студентов творческие способности и явную склонность к научно-исследовательской деятельности. Данные об итогах тестового контроля учебной работы следует всесторонне использовать для своевременной корректировки образовательных траекторий студентов на всех этапах обучения. Они будут необходимы для развития инициативы в овладении будущей профессией, креативных творческих способностей, умения планировать и прогнозировать результаты своих самостоятельных действий и решать нестандартные задачи.

Об авторах

Е. С. Гапоненко
ФГБОУ ВО «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе»
Россия
23, Миклухо-Маклая ул., г. Москва 117997


В. Н. Комаров
ФГБОУ ВО «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе»
Россия
23, Миклухо-Маклая ул., г. Москва 117997


Список литературы

1. Б е л о п о л ь с к а я Н.М. Тестирование в системе качества образовательного процесса // Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования: Сборник научных статей. Т. 2. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. С. 225–229.

2. Б у л г а р о в М.А. Роль тестирования в текущем контроле знаний студентов // Практико-ориентированное обучение: опыт и современные тенденции. Краснодар, 2017. С. 268–269.

3. Г а п о н е н к о Е.С., Н о в г о р о д о в а Л.В., Л ек а й Е.С., Е р е м е н к о Р.У., К о м а р о в В.Н., А н др у х о в и ч А.О. Об опыте использования тестовых заданий для текущего контроля знаний по исторической геологии в МГРИ // Известия вузов. Геология и разведка. 2019. ¹ 3. С. 86–92.

4. Г р и б о в с к а я О.А., К о м а р о в В.Н. Об опыте применения тестов для текущего контроля знаний по основам палеонтологии в МГРИ-РГГРУ // Проблемы палеоэкологии и исторической геоэкологии. Тезисы докладов. Москва-Саратов, 2018. С. 20–22.

5. Г у б и н В.А., Т о п у н о в а М.К., Я с т р е б о в а Л.В. Оценка качества подготовки специалистов с использованием информационных технологий // Информационные технологии в обеспечении нового качества высшего образования: Сборник научных статей. Кн. 1. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. С. 174–177.

6. Г у с л и к о в В.М., К о щ у г Д.Г., Федющенко С.В. Оптимизация тестовых заданий закрытой формы, используемых в компьютерных системах контроля знаний // Вестн. МГУ. Сер. 4. Геология. 2009. ¹№ 3. С. 59–61.

7. Е р ш о в а О.В., Ч у п р о в а Л.В., М у л л и н а Э.Р. Тестовый контроль в системе рейтинговой оценки знаний студентов технического университета // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015. №¹ 2. С. 52–55.

8. К о б з е в а Н.И. Тестовый контроль как средство интеграции фундаментальных естественнонаучных знаний студентов университета // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. ¹№ 7. С. 112–119.

9. К о м а р о в В.Н., Г р и б о в с к а я О.А. Об опыте использования тестовых заданий для текущего контроля знаний по основам палеонтологии в МГРИ-РГГРУ // Известия вузов. Геология и разведка. 2014. №¹ 4. С. 67–72.

10. К о м а р о в В.Н., Андру хович А.О., П а н о в а А.В. Об опыте использования тестовых заданий для текущего контроля знаний по общей стратиграфии в МГРИ-РГГРУ // Известия вузов. Геология и разведка. 2016. ¹№ 2. С. 79–83.

11. К р а в ц о в Ю.В. Совершенствование тестового контроля знаний студентов по техническим дисциплинам // Известия ТулГУ. Технические науки. 2013. Вып. 12. Ч. 2. С. 245–247.

12. К р а с н о б а е в а С.Д., К у д р я в ц е в а Л.Г., Логутенков а Т.В. Тест как система контроля знаний в вузе // Профессиональное образование: теория и практика. 2015. ¹ 1. С. 194–200.

13. М и ш у р и н а О.А. Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки учебных достижений студентов в условиях реализации компетентностного подхода // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №¹ 12. С. 909–913.

14. М о с к а л в а О.И., С т е п а н о в А.Г. Исследование результатов тестовой формы контроля знаний // Инновации в образовании. 2017. Вып. 2. С. 84–89.

15. Р ы с к и н а Л.Л. Тестирование как метод проверки и оценки текущей успеваемости обучающихся // Вестник ТГПУ. 2017. ¹№ 9. С. 132–135.


Для цитирования:


Гапоненко Е.С., Комаров В.Н. О результатах анализа исследовательско-методических функций тестового текущего контроля знаний по естественно-научным дисциплинам в МГРИ. Известия высших учебных заведений. Геология и разведка. 2019;(5):95-104. https://doi.org/10.32454/0016-7762-2019-5-95-104

For citation:


Gaponenko E.S., Komarov V.N. The results of the analysis of the research-methodological functions of the test current control of knowledge for natural sciences in MGRI. Proceedings of higher educational establishments. Geology and Exploration. 2019;(5):95-104. (In Russ.) https://doi.org/10.32454/0016-7762-2019-5-95-104

Просмотров: 23


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0016-7762 (Print)
ISSN 2618-8708 (Online)